Флюороз зубов

Флюорозом зубов называют хроническое заболевание, которое встречается на территории, где питьевая вода содержит фтор, по процентному соотношению превышающий норму.

Флюороз преимущественно поражает зубную эмаль, потому также называется флюорозом эмали. Обусловлено это заболевание длительным поступление фтора в организм, а выражается появлением на поверхности эмали дефектов и пятен различного размера, цвета и формы. В тяжелых случаях идет поражение костей скелета.

Причины для возникновения заболевания

Общепринятой нормой концентрации фтора в воде называют 1мг/л. При превышении этого показателя у человека развивается флюороз. Главным образом заболеванию подвержены дети, если они проживали в местности с повышенной концентрацией фтора в воде с рождения или в возрасте трех-четырех лет. Как правило, флюороз поражает лишь постоянные зубы.

Существует предположение, что плацента может задержать излишки фтора при поступлении этого микроэлемента в организм плода. Редким случаем является поражение зубов, которые уже прорезались, в тех регионах, где содержание фтора выше 10-15 мг/л.

Формы проявления заболевания

Зачастую флюороз поражает симметричные зубы, к примеру, центральные резцы. Существует три степени поражения зубов.

• Первая степень является легкой формой поражения, при котором на эмали единичных зубов начинают появляться молочно-белые полоски или пятна маленького размера – симптомы начинающегося заболевания.
  • Вторая степень – средняя форма поражения. Помимо признаков первой степени замечено появление пигментированных пятен коричневого и желтого цвета.
  • Третья степень. Тяжелая форма поражения затрагивает большую часть зубной коронки. Пигментация хорошо выражена и сочетается со структурным нарушением в твердых тканях зуба. Замечают деформирование коронки зуба, стирание зубной эмали, сколы, зуб может стереться практически до края десны.

Особо тяжелая форма флюороза включает в себя и дополнительное поражение костей скелета человека.

Можно отметить, что тяжелые формы флюороза обуславливаются не только концентрацией вещества в воде, но и имеют зависимость от некоторых других факторов. У детей, которые перенесли флюороз во время минерализации зубов, поражение представлено в большей степени.

Также заболевание связывается и с количеством выпитой воды. Существует предложение снижать процентное содержание фтора до 0,7-0,8 мг/л там, где климат является очень жарким.

Профилактика заболевания

Поражение зубов флюорозом у детей может быть снижено при употреблении большого количества молочных продуктов и фруктов. Данный факт связан с наличием полноценного белка, витаминов и кальция в такой пище. Натуральные элементы обладают антифлюорозным действием.

Методики лечения зубного флюороза

Выбор метода для лечения всегда находится в зависимости от тяжести приобретенного заболевания. Вы можете обратиться в нашу клинику, чтобы определить, как лечить зубы в Вашем случае и какая методика будет для Вас лучшей.

Легкая степень тяжести – это только изменения цвета зубной эмали. В этом случае лечение проводят с помощью отбеливания зубов, а также последующей реминерализирующей терапией.

Реминерализирующая терапия является процедурой насыщения эмали посредством соединения фосфора, кальция и фтора. Фториды, кальций, фосфаты и другие микроэлементы содержатся в веществе зубной эмали – гидроксиапатите.

Реминерализацию твердой зубной ткани проводят с помощью аппликаций или посредством электро- и фонофореза.

Чтобы провести реминерализирующую терапию, пользуются десятипроцентным раствором кальция глюконата, а также натрием фторидом (0,2%-ным раствором). Их вводят с помощью электрофореза или аппликаций поочередно.

Очень эффективным средством для лечения начальной стадии флюороза называют ремодент. Этот препарат получают из костей животных. Ремодент содержит в себе комплекс макро- и микроэлементов, которые нужны для реминерализации зубной эмали. В его составе находятся следующие микроэлементы:

• хлор – 30%;
  • натрий – 16%;
  • калий – 0,2%;
  • магний – 0,15%;
  • фосфор – 1,35%;
  • кальций 4,35%;
  • микроэлементы до 10%;
  • органические вещества – 44%.

После нанесения ремодента на эмаль неорганические элементы начинают интенсивное проникновение в ее поверхностный слой, это позволяет нормализовать структуру эмали.

Перед тем как провести эту процедуру, с зубов сначала тщательно счищают зубной налет, а потом высушивают посредством ватного тампона. Далее на пораженные участки на 15-20 минут накладывают тампоны, которые пропитали 10-процентным раствором кальция глюконата. Каждые 4-5 минут их меняют.

После каждой третьей процедуры аппликации минерализующим раствором на зуб накладывается ватный тампон, который смочили 0,2-процентный раствором натрия фторида. Делается это на 2-3 минуты.

По завершению процедуры пациенту запрещают принимать пищу в течение двух часов. Курс реминерализирующей терапии насчитывает 15-20 аппликаций, производящихся ежедневно или каждые два дня. По окончанию курса данной терапии поверхность зубов целесообразно покрывать фторлаком. Наши стоматологи дадут дополнительные рекомендации, если это потребуется.

Через 5-6 месяцев показан повторный курс лечения. Разрешается введение 10-процентного раствора глюконата, а также 0,2-процентного раствора натрия фторида посредством электрофореза в поверхностный слой эмали. Для детей рекомендуют использовать 5-процентный раствор данного вещества, ведь он приятнее на вкус и не будет вызывать отрицательную реакцию ребенка.

Профилактика после реминерализации

Поступление фтора в организм необходимо ограничить. С этой целью рекомендуется замена источника питьевой воды на бутилированную воду, в которой концентрация микроэлементов оптимальная. Детям показано употребление большего количества овощей, фруктов и молока в пищу. Из дополнительных рекомендаций назначается прием солей фосфора и кальция под видом глюконата кальция, а также глицерофосфата кальция. Рыбий жир, поливитамины и ультрафиолетовое облучение показаны в зимнее время. Неплохо будет использовать зубную пасту рименирализирующего действия.

Тяжелые формы флюороза

Флюороз тяжелой и средней степени – это всегда нарушение целостности зубной эмали. Тут отбеливание зубов менее эффективно. В этом случае применяют эстетическую реставрацию зубов:

• прямая реставрация пораженных зубов с помощью композитов светового отверждения;
  • применение керамических виниров.

При поражении зубной ткани применяют ортопедические методы лечения, то есть восстановление разрушенных зубов посредством зубных коронок. Узнать стоимость Вы можете после консультации в нашем стоматологическом кабинете.