Дентин зуба - строение, функции, заболевания и лечение

Что же такое дентин зуба

Дентином зуба называют твердую опорную зубную ткань, находящуюся внутри зуба и имеющую покрытие в виде эмали в коронковой части или цемента в области корня зуба. Дентин имеет важнейшее значение и предназначен защищать пульпу от внешних воздействий. По своему строению дентин уникален и занимает второе место по прочности, уступая только эмали зуба.

Строение дентина зуба

Выделают несколько веществ и тканей из которых состоит дентин:

• дентинные кольца – основа структуры дентина;
  • коллагеновые волокна, скрепляющие дентинные кольца;
  • соли извести – своеобразная пропитка дентина;
  • гидроксиаппатит – главное вещество дентина. В его состав входят коллагеновые фибриллы, склеенные между собой особым веществом в аморфном состоянии, образованном из мукопротеидов.

Дентин находится во всем объеме зуба: в коронке его покрывает эмаль, в корнях –корневой цемент.

Дентин пронизывает большое количество так называемых дентинных трубочек.  Внутри трубочек располагаются дентинобласты, которые являются чувствительными отростками клеток пульпы. Из-за этой особой чувствительности при малейшем оголении дентина возникают довольно болезненные ощущения, которые длятся до того времени, пока дентинобласты не погибнут или не будут «запечатаны» от внешнего воздействия. Боль – это своеобразный сигнал организма об имеющейся в зубе проблеме.

Какие существуют виды дентина

• Дентин первичный.

Этот вид дентина образуется естественным образом при формировании и развитии зуба.

• Дентин вторичный.

Данный вид называют также заместительным дентином, и образуется он уже во взрослом, сформированном зубе.

Почему образуется вторичный дентин

Образование вторичного дентина может идти двумя путями: патологическим и физиологическим.

Отложение физиологического дентина происходит за счет уменьшения пульповой камеры с возрастом человека.

В общих словах, вторичный дентин образуется патологическим путем в тех местах, в которых требуется защита пульпы зуба. Если зубы сильно подвержены стиранию, происходит очень быстрое патологическое откладывание заместительного дентина. Таким образом организм защищается от вскрытия зубной пульпы. То же происходит, если имеется клиновидный дефект зубов.

Развитие такого дентина в одноканальных и многоканальных зубах происходит по-разному. В зубах не с одним каналом могут образовываться дентикли – камни дентина. Они могут перекрывать доступ в камеру пульпы.

Каким заболеваниям подвержен дентин

Дентин подвержен кариесу. Кариес дентина (средний кариес) крайне неприятен и беспокоит пациента уже с момента возникновения заболевания. Происходит поражение кариесом не только  зубной эмали, но и дентина. Образуются глубокие кариозные полости, которые накапливают в себе остатки пищи и являются благоприятным местом для быстрого размножения болезнетворных бактерий. Появляется ощутимая боль при воздействием на пораженный зуб различных раздражителей: горячей, холодной и кислой пищи. Если прекратить воздействие раздражителей, боль затихает, но это не является поводом для  отказа от лечения заболевания.

Как диагностируется кариес дентина

Естественно, стоматологу не доставит труда диагностика именно кариеса дентина, а не какого-то другого похожего по симптомам заболевания.

При осмотре пораженного зуба кариозная полость, заполненная мягким дентином, отчетливо заметна, и зуб, при нажатии на полость, отзывается острой болью. Это главное отличие кариеса дентина от, например, периодонтита в хронической стадии, эрозии твердых тканей или клиновидного дефекта зубов. От глубокого кариеса кариес дентина отличается тем, что пульпа еще не задета и кариозная полость  не столь велика.

Можно ли вылечить кариес дентина

Лечение такого кариеса может быть совершенно безболезненным для пациента даже без применения обезболивания, но в запущенных случаях врач может применить местную анестезию.

При лечении стоматолог особо тщательным образом вычищает кариозную полост, чтобы предотвратить рецидив заболевания, и производит восстановление дентина, реставрируя зуб пломбировочными материалами.

В чем заключается профилактика кариеса дентина

Не является секретом, что самой лучшей профилактикой заболеваний зубов является их своевременная чистка. После каждого приема еды не нужно забывать очищать рот при помощи ополаскивателей и зубных нитей.

Кроме того, наша клиника готова предложить Вам услуги по проведению обязательных профилактических осмотров состояния зубов.

Что делать при самостоятельном обнаружении кариеса дентина

Если Вы уже заметили на зубе дырочку, даже самую маленькую, не затягивайте с визитом к стоматологу. Раннее лечение – залог успешного и менее травматичного лечебного воздействия на зуб.

Наша стоматология обладает большим опытом в излечивании кариеса различной глубины, большим выбором обезболивающих средств и реставрационных материалов. Лечение производится по самым приемлемым ценам и строго с индивидуальным подходом к каждому клиенту. Приходите, наши стоматологи к Вашим услугам!

Остались вопросы?

Варшавское шоссе, 141к7, ДенталБест